Эволюция ЭВМ | Архитектура ПК | Принципы построения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные цели: дать начальные представления о назначении компьютера. его устройстве, функциях основных узлов; заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера. Общие методические рекомендации Одна из содержательных линий базового курса информатики - линия компьютера. Линия компьютера проходит через весь курс. В большинстве последующих тем ученики будут иметь дело с компьютером, углубляя свои представления о его устройстве, возможностях; развивая собственные навыки работы на компьютере. Освоение содержательной линии "Компьютер" происходит по двум целевым направлениям: 1) теоретическое изучение устройства, принципов функционирования и организации данных в ЭВМ; 2) практическое освоение компьютера; получение навыков применения компьютера для выполнения различных видов работы с информацией. В курсе информатики устройство компьютера изучается на уровне его архитектуры. Под архитектурой понимают описание устройства и принципов работы ЭВМ без подробностей технического характера(электронных схем, конструктивных деталей и пр.). Описание архитектуры - это представление о компьютере, достаточное для человека, работающего за компьютером, но не конструирующего или ремонтирующего его, то есть для пользователя(в том числе и программиста). Различным пользователям , в зависимости от использования ими ЭВМ, требуется различный уровень знаний об архитектуре. Самый поверхностный уровень - это понятия об основных устройствах, входящих в состав ЭВМ, и их назначении. Самый глубокий уровень - это описание системы команд процессора(языка машинных команд), правил работы процессора при выполнении программы. В ходе изучения базового курса ученики будут постепенно углублять свои знания об архитектуре компьютера. В учебниках по базовому курсу информатики принята следующая схема раскрытия архитектуры ЭВМ: вначале ведется разговор о назначении ЭВМ , об основных устройствах, входящих в состав компьютера(память, процессор, устройства ввода-вывода), и выполняемых ими функциях. Рассказывается также об особенностях организации ПК, о типах и свойствах устройств, входящих в состав ПК. В материале, ориентированном на 2-й год обучения, на примере простой модели ЭВМ раскрывается механизм программного управления работой компьютера. Здесь описывается структура процессора, состав команд процессора, структура программы, и алгоритм ее выполнения процессором - цикл работы процессора. Методические рекомендации по изучению темы Изучаемые вопросы
В ходе изучения базового курса ученики должны постепенно углублять свои знания об архитектуре компьютера вплоть до получения представлений о языке машинных команд , о работе процессора . Необходимость таких знаний следует из основной концепции курса: направленности на фундаментальное, базовое образование. Как правило, в учебниках разъясняются общие понятия архитектуры без привязки к конкретным маркам. Учитель, вводя такие понятия, например, объем памяти, разрядность процессора, тактовая частота и др., следует сообщить учащимся, какие конкретно значения этих параметров имеются у школьных компьютеров. Рассказывая о назначении устройств ввода и вывода, о носителях информации, учитель должен продемонстрировать эти устройства, познакомить учеников с их характеристиками, с правилами обращения. Безусловно, нужно рассказывать о возможностях и характеристиках более совершенной и современной техники, чем та, что есть в школе, раскрывать перспективы ее развития. Однако прежде всего ученики должны хорошо узнать свой компьютер. Основные устройства ЭВМ и принцип программного управления. Главные понятия данной темы: архитектура ЭВМ; память ЭВМ ( оперативная,
внешняя); процессор; устройства ввода; устройства вывода; программное
управление.
Деление памяти компьютера на внутреннюю и внешнюю также
объясняется через аналогию с человеком. Внутренняя память —собственная
(биологическая) память человека; внешняя память — это разнообразные средства
записи информации: бумажные и пр.
Состав и структура ЭВМ
Виды памяти ЭВМ. О делении памяти на внутреннюю и
внешнюю уже было сказано. Какие свойства каждого из этих видов памяти должны
усвоить ученики? Следует говорить о двух типах свойств: о физических свойствах и
о принципах организации информации. Информационную структуру внутренней памяти следует представлять как последовательность двоичных ячеек — битов. Битовая структура внутренней памяти определяет ее первое свойство: дискретность. Каждый бит памяти в данный момент хранит одно из двух значений: 0 или 1, то есть один бит информации. В процессе работы компьютера эти нули и единички «мигают» в ячейках. Можно предложить ученикам такой зрительный образ: представьте себе память компьютера в виде фасада многоэтажного дома вечером. В одних окнах горит свет, в других — нет. Окно — это бит памяти. Окно светится — единица, не светится — ноль. И если все жильцы начнут щелкать выключателями, то фасад будет подобен памяти работающего компьютера, в котором перемигиваются единички и нули. Второе свойство
внутренней памяти называется адресуемостью. Но адресуются не биты, а
байты — расположенных подряд битов памяти. Адрес байта — это его
порядковый номер в памяти. Здесь снова можно предложить аналогию с
домом: квартиры в доме пронумерованы; порядковый номер квартиры — ее
адрес. Только в отличие от квартир, нумерация которых начинается с
единицы, номера байтов памяти начинаются с нуля. Доступ к информации в
оперативной памяти происходит по адресам: чтобы записать данные в
память, нужно указать, в какие байты ее следует занести. Точно так же и
чтение из памяти производится по адресам. Таким способом процессор
общается с оперативной памятью. Можно продолжить аналогию с домом: чтобы
попасть в нужную квартиру или переслать туда письмо, нужно знать адрес. Информационная структура внешней памяти —файловая. Наименьшей именуемой единицей во внешней памяти является файл. Для объяснения этого понятия в учебнике предлагается книжная аналогия: файл — это аналог наименьшего поименованного раздела книги (параграфа, рассказа). Конечно, информация, хранящаяся в файле, тоже состоит из битов и байтов. Но, в отличие от внутренней памяти, байты на дисках не адресуются. При поиске нужной информации на внешнем носителе должно указываться имя файла, в котором она содержится; сохранение информации производится в файле с конкретным именем. Надо сказать, что понятие файла усваивается детьми постепенно, с накоплением опыта практической работы на компьютере. При изучении первой прикладной темы — работы с текстом, им предстоит самим сохранять файлы, открывать файлы. И только после этого представление о файлах из абстрактного превратится в конкретное.
На магнитные носители информация записывается ( считывается) с
помощью магнитной головки накопителя, подобно бытовому магнитофону.
Линия, по которой магнитная головка контактирует с магнитной
поверхностью носителя, называется дорожкой. На ленте дорожки продольные
(прямые), на диске — круговые. Магнитная головка дисковода подвижная.
Она может перемещаться вдоль радиуса диска. При таком перемещении
происходит переход с одной дорожки на
Книжная аналогия помогает понять ученикам назначение корневого
каталога диска — его своеобразного оглавления. Это список, в котором
содержатся сведения о файлах на диске; иногда его называют директорией
диска. В каталоге содержатся сведения о файле (имя, размер в байтах,
дата и время создания или последнего изменения). Эта информация всегда
хранится на определенных дорожках. Если список файлов вывести на экран,
то, подобно просмотру оглавления книги, из него можно получить
представление о содержимом диска. Архитектура персонального компьютера (ПК). Существуют раз личные классы электронно-вычислительных машин: суперЭВМ, большие ЭВМ, мини-ЭВМ, микро-ЭВМ. Персональные компьютеры (ПК) относятся к классу микро-ЭВМ. В абсолютном большинстве учебных заведений используются ПК. По этой причине ученики прежде всего должны получить представление об устройстве персонального компьютера.
Дополнительный материал для углубленного изучения базового курса. При наличии дополнительного учебного времени, полезно обсудить с учениками понятие «машинное слово», а также рассмотреть информационную структуру магнитных дисков. Машинное слово — это еще одна информационная единица оперативной памяти. Но если понятия бита и байта инвариантны, то есть не зависят от типа компьютера, то машинное слово у разных ЭВМ бывает разным. Размер машинного слова (в битах) равен раз рядности процессора. Следовательно, у компьютера с 8-разрядным процессором размер машинного слова равен 1 байту, с 16-разрядным процессором — 2 байтам, с 32-разрядным процессором — 4 байтам и так далее. Данное ранее правило можно перефразировать теперь так: обмен информацией между процессором и оперативной памятью происходит порциями, каждой из которых равен размеру машинного слова. В ОЗУ слово — это адресуемая часть памяти. Адрес слова памяти равен адресу входящего в него младшего байта Если размер слова равен 1 байту, то адреса слов, и адреса байтов, изменяются через единицу; если размер слова — 2 байта, то адреса слов меняются через двойку: 0, 2, 4,6,..., то есть являются четными числами . Ниже показан принцип деления памяти на слова для 32-разрядного компьютера.
Адресация оперативной памяти Из всех устройств внешней памяти рассмотрим магнитные диски. Они позволяют считывать и записывать информацию, переносить информацию с одного компьютера на другой, длительно хранить информацию вне компьютера. Информационный объем магнитного диска — величина конечная. Поэтому пользователь должен уметь сопоставлять эту величину с объемом информации, которую собирается сохранить. Учитель, рассказывая на уроке об устройстве персонального компьютера, имеющегося в компьютерном классе, обязательно должен уделить внимание типам используемых дисковых устройств. Следует рассказать Ученикам о том, что существуют жесткие, встроенные в системный блок магнитные диски большого объема -винчестеры. Гибкие диски — дискеты пользователь может сам вставлять в дисковод, это сменные носители. Надо сообщить ученикам информационную емкость используемых на ПК носителей. В качестве дополнительного материала можно рассказать об информационной структуре диска более подробно, чем об этом написано в учебнике. Представление о магнитной дорожке уже было введено. Теперь можно ввести понятие магнитной поверхности (стороны) дискового накопителя. Дискета — однодисковое устройство, поэтому у нее может быть одна или две магнитных поверхности. С каждой поверхностью контактирует отдельная магнитная головка. Винчестер представляет собой пакет дисков, закрепленных на общей оси. Соответственно, число магнитных поверхностей может быть до 2n, где n — число дисков в пакете. Дорожки на магнитных поверхностях расположены концентрично, их количество на каждой поверхности одинаково. Например, если диск 4-сторонний и на каждой стороне расположено по 10 дорожек, то на всем диске — 40 магнитных дорожек. На каждой магнитной поверхности дорожки пронумерованы.
Еще одно новое понятие — сектор. Каждая дорожка поделена на целое число
одинаковых секторов. Все секторы имеют равные информационные объемы. Характерным
размером сектора является величина 512 байт = 0,5 Кб. Размер сектора — это объем
той наименьшей порции информации, которая передается при обмене между
оперативной памятью и магнитным диском. Секторы на дорожке пронумерованы. Таким
образом, координаты сектора на магнитной поверхности определяются номером
дорожки и номером сектора. По этим координатам и происходит поиск информации на
диске. |